Актуальность


Информационно - коммуникационные технологии как основа современного урока литературы
Храмцова Светлана Владимировна
учитель литературы гимназии №3 г. Ярославля
Мы живем в мире медиа - расширяющейся системы массовых коммуникаций, "информационного" взрыва. Соответственно, цель образования - формирование "личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа". Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
Анализ программ курса информатики показывает, что ученики сегодня готовы к урокам самых разных дисциплин с использованием информационно-коммуникационных технологий. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами (например, с MS Word, MS Excel, Paint, MS Power Point), ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование. На уроках информатики ученики получают как представление о возможностях тех или иных информационно-коммуникационных технологий, так и конкретные практические умения. Следовательно, применение знаний и умений, полученных на уроках информатики, необходимо и на других предметах для обеспечения единого подхода к решению предъявляемых школе задач.
Но для реализации единого подхода необходимо, чтобы учитель - предметник умел
1.       обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;
2.       создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и демонстрировать презентацию на уроке;
3.       использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
4.       применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
5.       осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
6.       организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете;
7.       самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование.
То есть в ходе освоения информационно-коммуникационных технологий учитель повышает свой профессиональный уровень и овладевает (иногда одновременно с учениками) новым инструментарием получения знаний.
Опираясь на имеющиеся у ребят навыки, учитель постепенно вводит в свои уроки следующие формы использования ИКТ:
  •         Начиная с 5 класса можно применять формы, не требующие от учеников специальных знаний ИКТ, например, компьютерные формы контроля (тесты). В этот период учитель может проводить и уроки на основе презентаций, созданных им самим или старшеклассниками.
  •          С 8 класса (первый год обучения основам информатики) можно практиковать работу с мультимедийными учебными пособиями по предмету на разных этапах подготовки и проведения урока. Но в этот период диски по предметам и электронные энциклопедии воспринимаются учащимися в основном как источники информации.
  •          С помощью MS Word ребята учатся оформлять свои рефераты и исследования. На этом этапе важно, чтобы и предметники придерживались единых требований к оформлению ученических работ.
  •         В 9 классе уже и экзамен по предмету может проводиться в форме защиты проектной, исследовательской, творческой работы с обязательным мультимедийным сопровождением.
  •         В старших классах ИКТ дает возможность ученикам совершенствоваться и самоактуализироваться, издавая школьную газету, участвуя в дистанционных предметных олимпиадах, конкурсах, проектах; размещать творческие и исследовательские работы в Интернете; получать дополнительную информацию по интересующему вопросу через общение при помощи электронной почты, on-line, видеоконференций и др. На данном этапе учитель - уже лишь помощник ребят, дающий возможность в полной мере проявлять и развивать их потенциал.
Наиболее распространены следующие формы использования ИКТ на уроках.
Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.
Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:
·         как форма проверки домашнего задания;
·         как способ создания проблемной ситуации;
·         как способ объяснения нового материала;
·         как форма закрепления изученного;
·         как способ проверки знаний в процессе урока.
Уроки с использованием компьютерной презентации - это и уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, и урок-лекция, и урок-обобщение, и урок-научная конференция, и урок-защита проектов, и интегрированный урок, и урок-презентация, и урок-дискуссия в режиме Интернет-конференции.
Урок защиты проектных работ - уникальный способ реализации творческого потенциала учащихся, способ творческого преломления их знаний и умений на практике. Использование ИКТ на уроках подобного типа - одна из форм презентации материала, способ активизации слушателей, отражение структуры выступления.
Урок с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер). Однако эта форма редко используется, так как требует наличия персонального компьютера для каждого учащегося.
Во всех случаях ИКТ выполняют функцию "посредника", "который вносит существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром". В результате учитель и ученик не только овладевают информационными технологиями, но и учатся отбирать, оценивать и применять наиболее ценные образовательные ресурсы, а также создавать собственные медиатексты.

С появлением мультимедийных материалов (интерактивных CD-дисков) по литературе  (вместе с новыми компьютерными классами) открылась возможность включения в урок фрагментов видеолекций. Например, при изучении творческих методов на уроках литературы используются мультимедийные материалы с диска "Художественная энциклопедия западноевропейского искусства" ("Классицизм", "Барокко", "Романтизм").
Кроме того, расширился круг форм работы с источниками на уроке. Благодаря дискам "Слово о полку Игореве", "А.С. Пушкин. В зеркале двух столетий", "Н.А. Некрасов", "В. Высоцкий. 60-е годы" ученики могут самостоятельно получать биографическую и историографическую информацию в интересной современной форме. Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. 

+ Бонус
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в старших классах

Комментариев нет:

Отправить комментарий